
01.01.2021 г. в Беларуси будет выдаваться новый удостоверяющий документ взамен привычного бумажного паспорта — ID-карта.
В результате у каждого физического лица в автоматическом порядке появятся электронная цифровая подпись с 10-летним сроком годности и личный электронный кабинет.
Где применяется электронная подпись сейчас?
В настоящее время область применения ЭЦП достаточно широка:
- при подаче налоговых электронных деклараций и для работы через личный кабинет на портале МНС по вопросам налогообложения
- при получении информации о рынках ценных бумаг РБ и страховых услуг, банковских системах на Едином портале финансового рынка
- при работе с электронными накладными (ТТН и ТН)
- при предоставления подтверждающих документов в РУСП «Белгосстрах» о страховых выплатах по обязательному страхованию
- для подачи отчетов в ФСЗН и Белстат
- для обращения за административными процедурами в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
- Единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним
- при работе с таможенными органами
- для участия в закупках и торгах на электронных торговых площадках zakupki.butb.by и goszakupki.by
- для участия в закупках через Информационную систему государственных закупок icetrade.by
- для использования клиентских приложений банков (функциональный ряд систем Клиент-банк\Интернет-банкинг и пр.)
- для мгновенного обмена документами в сервисе Квидокс quidox.by
Как это касается юрлиц?
С 01.01.2021 регулятор полностью уходит от выпуска сертификатов для юридических лиц.
ID-карта — это сертификат физического лица, который определяет его полномочия. И первичным субъектом становится человек, а электронные процессы — его атрибутами.
С 1 января будет функционировать Белорусская интегрированная сервисно-расчетная система (БИСРС) и новая общегосударственная автоматизированная информационная система.
Новые электронные сервисы являются инструментами взаимодействия граждан, бизнеса и государства с помощью ID-карты, личного кабинета, единого портала электронных услуг, модернизированный системы межведомственного документооборота и программного комплекса “Одно окно”.
Таким образом, каждый в рамках всеобщей цифровизации сможет в электронной форме взаимодействовать с госорганами и компаниями.
Что такое ID-карта?
Это внутренний документ для удостоверения личности:
- в виде пластиковой смарт-карты с интегральной микросхемой
- с встроенным электронным средством биометрической идентификации и криптографический токен аутентификации
- с высокой степенью технической и криптографической защиты документа нового образца от подделки
Для кого важно?
Абсолютно каждого гражданина страны, которому необходимо получить новый паспорт или заменить прежний, независимо от рода и сферы деятельности.
Зачем вводят ID-карту?
- для перевода всех процессов в онлайн-взаимодействие и полной переработке государственной системы управления открытыми ключами
- для получения любых услуг и административных процедур в электронной форме
- для идентификации и совершения юридически значимых действий физическим лицом
- для выработки электронной цифровой подписи и гарантирования юридической значимости действий
Как будет функционировать личный кабинет?
С момента создания кабинет имеет статус неактивный, пока владелец не активизирует в момент первичной идентификации с использованием электронной цифровой подписи с ID-карты.
Вся информация с историей использования этого кабинета будет находиться внутри.
Даже если субъект не заходил в кабинет, но государство предпринимало какие-то действия относительно него, то сообщения об этом будут направляться в личный кабинет.